Титановый тандем Veloline

Спустя несколько лет фанатичных работ по ремонту велосипедов, что-то в итоге привело к желанию попробовать поработать с совсем не стандартными решениями и построить тандем…

 

Что же представляет из себя этот велосипед?

В 1898 году на свет появился велосипед для двоих – тандем.

Запатентовал сие творение Датский изобретатель – Микаэль Педерсен, не обладающий, однако, деловой хваткой – и несмотря на популярность многих его изобретений, он умер в 1929 году, бедным и практически неизвестным…но не будем о грустном.

Танде́м (Велосипе́д-танде́м) — велосипед, предназначенный для нескольких (чаще для двух) человек, сидящих один за другим. Типичный тандем представляет собой велосипед с одной рамой и двумя колесами, но каждый человек имеет своё собственное седло и собственные педали.

Первый тандем весил 24 фунта, что ни много ни мало почти 11 наших килограмм.

Активно использовался тандем во время Второй мировой, а также второй Англо-Бурской войн.

В 1971 году, Великобритании, был открыт первый Тандем Клуб, а первый массовый выпуск этих велосипедов предприняла французская фирма Lejeune and Gitane,

 

На данный момент существует масса разновидностей и вариантов велосипеда – тандема.

 

 

Но вернемся к нашему решению построить свой велосипед-тандем. Прошел не один год, прежде чем в голове четко был сформулирован план действий. Он сводился к постройке надежного велосипеда с естественно нестандартными решениями.

  • Рама.

Покатавшись на разных тандемах – прогулочных, туристических с прямой посадкой и заниженной рамой для удобной посадки а также на непонятных самодельных решениях, появилась основная цель: найти такую раму, где она будет закрытой и посадка велосипедистов будет спортивно-кантрийной.

Из брендовых рам, которые не давали покоя, в мыслях был только Cannondale.

 

Совершенно случайно, просматривая барахолку, наткнулся на него – титановый тандем!!!

Сварили его суровые мужчины из компании MTI – мастера титановых изделий, что находились в Ижевске и делали на радость людям вот такие вот вещи. С моей точки зрения, увешана рама была непонятно  чем и естественно все было снято полностью. В бонус к раме шли нереально фетишные титановые шатуны под квадрат, титановые подседелы и рули. В общем мечта начала реализовываться…

  • Вилка.

Более чем бурная фантазия подсказала использовать двухкоронку. Логика довольно проста – прочность и мягкость совпала по искомым характеристикам.

Во-первых прочность. Мне вообще не понятно почему на стоковые тандемы разных производителей, отличных от Cannondale, суют непонятные стандартные байковские и при этом дешевые вилки из каталога RST или SR suntour? При этом ясно, что ограничение по весу у этих вилок находится в районе 100 кг, ну никак не 200, как на тандеме.

Во вторых работоспособность. Любую кантри вилку с ходом 100 мм опять же на 200 кг тандеме просадит даже с самой жесткой пружиной более чем на 20 %, оставив пару сантиметров хода, тем более большинство вилок ассиметричны по нагрузке (пружина находится в одной ноге) и вилку вдобавок будет не слабо перекашивать при торможении. В общем, работа любой стандартной кантрийной вилки будет не возможна на тандеме….

Итак Marzocchi 888. Все как надо – жесткости и прочности даунхильной вилки хватает, 20 ось – позволит и втулку использовать с запасом прочности, это вам не кантрийный эксцентрик. Перед установкой были сомнения по поводу уровня рулевого стакана и успокаивала мысль, что на раз два - ноги вилки можно переместить по коронам… НО после посадки двух человек на тандем выяснилось, что с кантрийным углом рулевого стакана у рамы и при наших пружинах вилка просела на 90-95 мм и все оказалось в нужном положении. Езда вообще показала вилку и ее работу с лучшей стороны – мега плюш… Особенно когда съезжаешь с бордюров, вилка отстреливает вниз на 10 см убирая вообще все ударные и рывковые нагрузки с руля:)

  • Трансмиссия.

Как говорилось ранее, одни шатуны уже имелись – титановые, вторые были поставлены из винтажной коллекции, настоящие вырезанные из цельного куска алюминия. Звезды были вырезаны из стали на заказ с максимально возможным числом зубьев у приводной зведы. Цепи – сингл из советского запаса, чтобы просто, вечно и не убиваемо было. Переключение решено было реализовать на планетарной втулке с 8 скоростями, во-первых ось прочная и на гайках, во-вторых избежали установку кассеты и скоростной тонкой цепи, которая вдобавок к своей более низкой прочности работала бы с перекосом. Все вроде бы класненько и надежно… но нет, о чем речь пойдет ниже.

 

  • Тормоза.

Здесь самая важная часть - 200 кг остановить шутка ли. А самых мощный тормоз это ободной, ибо самое большой плечо силы, самое большое давление на обод даст гидравлика, самое нагруженное колесо – заднее. И по итогу сзади гидравлическая магура, которая приводится в действие шимановской тормозной ручкой, у которой кстати и соотношение диаметров цилиндров другое, что в итоге отразилось на ее ходе, но надежность срабатывания стоп-крана на непонятном для велосипедов уровне. Чтобы перья рамы не разгибало поставили гориллу… В общем когда едешь вдвоем можно без проблем заблокировать заднее колесо положив один палец на ручку, мощнее тормозов просто нет и не выпускалось.

 

Спереди тормоз послабее значительно – четырех поршневой собранный на старом и добром XT 750, на 204 роторе. Тормоз слабее, но ресурс колодок больше, ротор остывает быстрее – передний тормоз основной и чаще используется в принципе. Ручки тормозные парные от шимано с хорошей и удобной туристической ручкой.

Колеса можно не описывать, но тем не менее, втулки зад – планетарка, перед 20-я ось, и самые крепкие обода из серийно-производимых на самых крепких спицах – Sapim Strong.

Немало сил приложили чтобы найти и полностью отреставрировать и восстановить два седла – советские кожаные Бруксы… Да, да со стартшоссе =) Кстати, очень удобные, тем более что велосипед все таки планируется для походов.

  • Ходовые испытания и факты.

Во-первых сразу было не понятно перед заездом, как поставить шатуны и логика подсказывала, что ставить их нужно асинхронно и со смещением шатунов в 90 градусов, чтобы на приводную цепь была постоянная ровная нагрузка без рывков. Но эксперимент, он на то и эксперимент, чтобы испытать все. Поставили сначала синхронно иии… сразу все пошло не так – велосипед просто не ехал.  Титановая рама пружинила и играла очень даже не по-детски. А динамикой разгона и не пахло, так как один из участников тандема жал на педали сильнее другого и по итогу вклад второго сводился к минимуму и не давал нужного результата.

Поменяли расположение шатунов и понеслась… Нереально… Велосипед валит не остановишь, дорога кончается, а эмоции только набирают свою силу. Расположение шатунов со смещением сразу сделало вращение педалей круговым без рывков с постоянным не слабым крутящим моментом. Велосипед набирал скорость уверенно и мягко. При этом нет усталости и сердце с ума не сходит, а скорость уже не маленькая. Проехались...и тут нам с Ромкой пришла мысль: на прямике разогнаться – ну, поехали!!! Откликали почти все передачи и БАЦ-КЛАЦ… Порвали втулку!!! Где тонко, там и рвется…

Сломать планетарную втулку наверно возможно было с крутящим моментом тандема… Раскололась на куски одна из собачек, как позже выяснилось, и колесо намертво заклинило, пришлось проект с тандемом отложить, ибо впереди был рабочий и тяжелый сезон…

И вот наконец несмотря на глобальную стройку нового, огромного и центрального сервис-центра на Волжском бульваре - дособрали, перебрали и велосипед снова на ходу и готов к участию в крупнейшей велосипедной выставке Велопарк 2017.

 

Видео обзор: Титановый велосипед-тандем Veloline exclusive 

 

Участник выставок: