Процесс сборки велосипеда из компонентов

Опишем процесс сборки велосипеда из компонентов. С таким каеством выполняется выполняется сборка любого велосипеда. 

Процесс сборки велосипеда начинается с подготовки рамы. Торцуется кареточный узел и тормозные уши, после чего на незначительную глубину с дополнительной проверкой на заусенцы (с помощью специальной фрезы) устанавливается подседельный штырь и рама вешается на стенд для установки на нее остальных компонентов.

Далее на раму устанавливается рулевая колонка. Для этого рулевая труба велосипеда смазывается монтажной смазкой и чашки рулевой впресовываются специальным инструментом. При этом разумеется соблюдается оптимальное расположение логотипов чашек рулевой колонки велосипеда. Потом на вилку устанавливается опорное кольцо нижнего подшипника, также специальным инструментом, предварительно шток вилки также был смазан монтажной смазкой.

Далее, следующим шагом по сборке велосипеда, шток вилки устанавливается в раму. Предварительно уточнив предпочтение владельца велосипеда по высоте руля, устанавливается необходимое количество колец и вынос, отмеряется высота штока вилки. Далее он обрезается на 2 мм ниже (зазор для стяжки рулевой колонки крышкой) ножовкой по металлу в специальном инструменте, позволяющим отрезать шток вилки ровно. 

Далее после отрезания штока вилки, снимается фаска, убираются заусенцы и с помощью опять же специального инструмента устанавливается якорь. 

 

После подготовки штока вилки, она устанавливается в раму, при этом необходимо правильно соблюсти расположение подшипников и деталей рулевой. Люфт подшипников рулевой выбирается болтом, который вкручивается в якорь, момент затяжки этого болта как правило не большой (порядка 1-2 Nm) - так как никакой несущей нагрузке он не подвержен и его назначение только регулировочное. 

После установки выноса ставим руль, соблюдая правильный момент затяжки болтов крышки выноса (5 Nm)

Устанавливаем на колеса кассету Shimano DeoreXT 780 (на 10 скоростей) и проверим затяжку роторов.

Далее на раму и в вилку устанавливаются колеса (в нашем случае используется комплект от Shimano и поэтому процесс сборки колес в этом примере опущен). Покрышки установлены на камерах. 

После установки колес уже "почти велосипед" снимается со стойки и под весом проверяется ровность установки колес и затяжку эксцентриков. Для этого эксцентрики закрываются в момент вертикальной нагрузки на руль и седло соответственно.

После установки колес велосипед возвращается на стойку и процесс сборки продолжается. С помощью специального инструмента проверяется ровность велосипедного петуха (эта процедура обязательна в независимости от уровня рамы и навески)

После устанавливаем систему Shimano DeoreXT 780 (на 10 скоростей). В предварительно отторцованную раму наносим смазку на резьбу. Далее вкручиваем каретку (напоминаем, что усилие вкручивание должно быть таким чтобы чашки закручивались практически до конца от руки). В нашем случае ширина кареточного стакана 68 мм, следовательно на правую чашку устанавливается два кольца, а на правую одно (в случае 73 стакана, устанавливается только одно кольцо справа). 

Далее устанавливаем шатуны. Здесь стоит напомнить что стоит удалить излишки смазки с вала шатунов и чашек каретки в процессе установки, так как впоследствии они могут собирать на себя грязь и песок. Правый шатун просто вставляется в каретку, левый одевается на него, после чего закручивается и с небольшим усилием затягивается пластиковая гайка (она служит для стяжки подшипников каретки и устранения люфта). После чего защелкивается клипса и затягиваются стяжные болты левого шатуна.

Далее устанавливаем на руль манетки (аккуратно предварительно отмерив расстояние на которые они двигаются от края руля по сумме размеров тормозной ручки, грипсы и рогов - если установить не правильно они оставят следы на руле в виде царапин). Монтируем задний переключатель и передний (он ставится предварительно на такую высоту, чтобы рамка при движение на 3 скорость проходила на высоте 1 мм над звездой!)

Отмеряем длину цепи пропустив ее по большим звездам, укорачиваем ее и устанавливаем ее на велосипед.

Прокладываем рубашки переключателей отмеряя оптимальную длину по ее изгибам и запасам для поворота руля. Пропускаем тросы внутри рубашек. Потом в правильном направлении в специальные пазы на переключателях укладываются тросы и затягиваются болты. Переключатели ставятся манетками в положение максимальной натяжки пружины.

Потом в процессе сборке велосипеда подходит очередь установки тормозов. В нашем комплекте были тормоза Shimano DeoreXT 780 в ручками собранными под мотоцикл (левая задний тормоз, права передний). Задача заключалась в том чтобы поменять гидролинии местами и укоротить их на необходимую длину (с учетом запаса на поворот руля). Операция довольна простая, выкручиваем гидролинии из ручек гаечным ключом на 8 мм.

Отмеряем длины гидролинии, обрезаем их специальным резаком, которые обеспечит идеально ровный срез гидролинии.

Далее одеваем новую оливку на гидролинию, запресовываем сппециальным инструментом (или аккуратно забиваем) фитинг в гидролинию и закручиваем гидролинию в ручку при этом обеспечив среднее усилие на ее вжимание в ручку для обеспечения ровности монтажа.

 Далее прокачиваем тормоза (использовать нужно исключительно специальное минеральное масло Shimano) предварительно демонтировав тормоза с велосипеда и сняв с них колодки.  

Далее настраиваются положение тормозных каллиперов. Есть несколько способов, первый банально зажав тормозную ручку аккуратно затянуть болты (такой способ проходит только в 30% случаев и поэтому мы его не используем). Второй выставить тормозной каллипер на просвет между колодками и ротором (в идеале использую хорошее освещение и белый фон). Третий способ (часто используется в веломастерской veloline) требует аккуратности, высокого профессионализма и хорошего слуха - выставление тормозного каллипера производится во время вращение колеса в поиском положения когда ротор не цепляет за колодки. Обычно мы комбинируем несколько способов для наиболее точного выставления тормозов. Промежуточная операция по настройке это правка тормозных роторов, которые редко бывают ровные. В идеальном случае (когда роторы имели не большое предварительное биение) расстояние от колодок до ротора (при нагруженном велосипеде!!!!, а оно изменяется и ротор может начать чиркать на ходу, хотя на стенде не задевает) должно быть одинаковое. 

После настройки тормозов, производим настройку переключателей - сначала переднего, потом заднего. При правильной настройке, оба регулировочных болта с маркировками H и L должны быть вкручены на столько, что переключатель не перемещался дальше крайнего положения под действием манетки переключения и в другом положении он не создавал усилия на трос. При этом процесс настройки в принципе заключается в том чтобы сзади на каждой позиции верхний ролик останавливался четко напротив звезды, а спереди цепь не цепляла рамку переключателя с допускаемых комбинациях скоростей (иногда возможно легкое  чирканье цепи).

Процесс сборки велосипеда завершен. Далее подбирается положение седла, угла атаки манеток и тормозных ручек уже непосредственно хозяином. 

Велосипед после сборки сфотографирован неподалеку от велосервиса